Ru En

Двойная постановка. Пятый курс. 2020 год

Двойная сложная постановка для пятого (предпоследнего) курса Академии художеств дает возможность студенту подготовиться к написанию дипломной работы и приобрести опыт построения сложной композиции.

Данная постановка по содержанию создана как «разговор», с включением предметов, которые объединяют по пластике две фигуры. Традиционный натюрморт с фруктами, бутылки с вином и гитара – элементы проведения досуга. Одежда, небрежно повешенная в свободном пространстве, тоже составная часть вечера-встречи.

Фигуры поставлены традиционно, проводя программу композиции двух фигур, но в данном случае фигуры не банально обращены друг к другу, а использован кинематографический ход: они отстранены друг от друга. Основная художественная задача – построить гармоничную и декоративно привлекательную постановку, как в цветовом состоянии, так и в пластическом образе. Ключевую роль в живописном построении постановки играет блузка на стоящей фигуре – зеленая с черными вертикальными полосками, которая дает развитие остальному колористическому строю. Она задает тон своим черным декоративным узором, который находит развитие в черной шляпе и в черном жакете сидящей фигуры. Натюрморт с фруктами — традиционный, Сезанновский: характерно развитие зеленого пятна (груши), перекликающегося с зеленым веером, что дает определённость взаимосвязи с ключевым элементом зеленой блузки. Гармоничный переход к красному: повешенное на гвоздь и вешалку пальто, висящая на стене шляпа, которые обозначены на красном фоне другой тональности, разгоняя ярко красный цвет пальто и шляпы до бледно фиолетового и заканчивая вспышками ярко красных туфлей в левом нижнем углу постановки и лоскутом красной ткани под веером.

Пластическую роль играет зонт, обрамляющий слева композицию, подвешенный под углом, таким же как гриф гитары по центру постановки, и опорная нога стоящей фигуры. В противовес этим диагональным линиям – плечо и рука на талии. В постановке развиваются четыре соотношения цветов: черный, зеленый, красный и жёлтый. Это количество цветов составляет диалог всей задуманной гаммы. Остается отдать все силы написанию портретируемых. Шляпа на стоящей фигуре была мной добавлена финальным аккордом и, с моей точки зрения, добавляет не только некоторый романтизм, но и придает законченность композиции, как пластическом, так колористическом решении, также привнося теневую тональность на лицо.

Этой моей осенней постановкой 2020 года я отсылаю студентов к живописи русских сезаннистов: Кончаловского, Машкова, Фалька.