Ru En

Фотовыставка «Война в объективах противников» (из архива Виктора Оленева), 2011г.

Идеей создания этой выставки я обязан одному случайному знакомству. В начале 2000 годов по просьбе моей тещи, Киры Константиновны Литовченко, я занимался организацией ежегодных встреч выпускников архитектурного факультета института им. И.Е. Репина, которые проводились в начале мая.  Время шло, выпускники 1950-х годов уходили из жизни, но их супруги и дети порой продолжали приходить на полюбившиеся им встречи однокурсников.

После смерти архитектора Виктора Викторовича Оленева его жена Юлия Акимовна приезжала из Москвы на встречи одна. В один из приездов она рассказала, что незадолго до смерти муж отдал ей свои фронтовые дневники и несколько фотопленок, хранившихся у него с военных времен. В следующий свой приезд вдова Оленева привезла в Санкт-Петербург уже оцифрованные ею пленки. Мне было любопытно взглянуть на эти свидетельства эпохи, и я сразу понял, что держу в руках настоящие сокровища.


Скажу несколько слов о Викторе Викторовиче Оленеве. Это был человек удивительной судьбы. Он родился в 1920 году в Ташкенте, а в 1938 приехал в Ленинград и поступил на архитектурный факультет ЛИСИ. Участвовал в советско-финской войне, потом добровольцем ушел фронт Великой Отечественной, защищал Ленинград. Был тяжело ранен, долгие месяцы лечился в госпиталях, после выздоровления снова оказался на передовой и дошел до Берлина пехотинцем, батальонным разведчиком. После войны учился в институте им. И.Е. Репина, работал архитектором. Умер в 2003 году в возрасте 83 лет.


Виктор Оленев был фотолюбителем и в самом конце войны сумел сделать много фотоснимков, документируя вхождение советских войск на территорию Германии. Помимо собственноручно отснятых, в его архиве хранились и пленки некоего фашистского фотокорреспондента. В брошенном и разоренном немецком доме Оленев обнаружил разгромленную фотолабораторию и забрал с собой найденные там пленки. На них оказались запечатлены картины немецкой оккупации Крыма.
Но самое невероятное, что в последние месяцы войны батальонный разведчик Оленев вел дневниковые записи, которые сохранились просто чудом.
Мне захотелось напечатать эти фотографии, и у меня сразу же возникла идея выставки.


В 2011 году я предложил Юлии Акимовне Оленевой устроить выставку в память ее мужа в институте, где он учился.
Я хотел использовать как фотографии самого Оленева, так и трофейные кадры, снятые немецким корреспондентом. Пришлось подумать над оформлением выставки, и мне пришла в голову идея сопроводить фотоснимки дневниковыми записями, наиболее яркими выдержками из них. Я располагал на планшете 4 фотографии, а между ними, как телеграфные ленточки – напечатанные на узких полосках бумаги строчки из дневников Оленева.
В одном углу большого прямоугольного зала были размещены немецкие фотографии – четкие, хорошего качества кадры, запечатлевшие картины оккупации и победного марша фашистов по Крыму в 1941 году: немецкие офицеры, позирующие перед своими машинами или загорающие голыми на крымских пляжах, и тут же — разрушенные дома и убитые мирные жители, а также кладбище немецких солдат.


Остальное пространство занимали фотографии Оленева, не такие профессиональные, порой нечеткие, некоторые с техническим браком, словно простреленные войной. На них – руины германских городов, поверженный Берлин мая 1945 года, складывающие оружие немецкие солдаты, наши военнопленные, возвращающиеся на родину, картины военного быта.


Оленев снимал торжество победы, но его снимки, особенно показанные рядом со снимками немецкого корреспондента, говорят сами за себя: война – это не просто сражения, это огромное несчастье для всех людей. О том же свидетельствуют и дневниковые записи, выдержками из которых я сопроводил фотографии.


Вести дневники на фронте было строжайше запрещено, тем более, разведчику. Оленев очень рисковал, почти каждый день делая записи. В тылу осталась любимая женщина, обещавшая дождаться, а сам Виктор обещал ей вернуться героем, и весь его дневник – как бы одно длинное письмо к ней и о ней.
Ценность подобных дневниковых записей огромна – ведь это не воспоминания о войне, написанные по прошествии недолгого или долгого времени, а прямой репортаж с фронта, с поля боя, из окопа или из землянки, из разоренного немецкого города, занятого советскими войсками… Дневники Оленева поражают удивительной достоверностью и жесткой правдой происходящего. В них – война со всеми ее ужасами, мерзостью и беспощадностью. Большая трагедия, время, когда варварство порождает встречное варварство. Ничего не скрывая, он рассказывает о мародерстве, о проявлениях безнравственности и жестокости солдат, порой забывавших на войне, что такое человечность.
«Больно смотреть на эту разруху, бессмысленную, жестокую, на этих запуганных дрожащих людей, — пишет Оленев. страдают в первую очередь те, кто ни в чем не повинен, – старики, женщины, дети».


Выставка «Война в объективах противников» открылась 22 июня 2011 года продлилась недолго, всего месяц, но я получил от нее удовлетворение как, может быть, ни от какой другой из моих выставок. В том же 2011 году мне удалось опубликовать дневниковые записи Виктора Оленева, и я написал небольшое предисловие к этой книге.
Через два года, в 2013, Юлия Акимовна Оленева, забравшая с собой в Москву композиционные листы с фотографиями и выдержками из дневников, повторила выставку в Историческом музее на Красной площади. Также выставка «побывала» в православной московской гимназии «Радонеж».


Все эти выставки были закрытого, музейного типа, предназначенного для внутреннего пользования. Но тем не менее они получили восторженные отзывы.
Одна посетительница написала: «Фотографии и записи из дневниковой книжки сказали мне больше, чем все просмотренные фильмы о войне. Это не часть истории, а рассказ от первого лица, который производит огромное впечатление».

На сайте «Забытый полк» были впоследствии опубликованы выдержки из дневника Виктора Оленева. http://www.polk.ru/novosti/dnevnik-pobeditelja/