Выставка «Академия художеств. История в фотографиях. 1850-е — 1950-е» 2004г.
C 6 октября по 30 ноября 2004 в Парадных залах научно-исследовательского музея Российской Академии художеств прошла выставка «Академия художеств. История в фотографиях. 1850-1950-е гг.»
С исторической фотографией я столкнулся, изучая архив Альфреда Рудольфовича Эберлинга, который был талантливым фотографом. В 1999 году, когда в санкт-петербургском Манеже готовилась выставка «Художественные мастерские 20 века», организатором этой выставки Владимиров Загоровым, мне было поручено создать в историческом разделе экспозиции атмосферу мастерской Эберглинга. Я решил сделать условную инсталляцию мастерской Эберлинга, где впервые показал широкой публике фотографии балерин, с которыми общался Альфред Рудольфович – замечательные фотопортреты Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Матильды Кшесинской.
Идея сделать выставку исторической фотографии, используя материалы, хранящиеся в Академии художеств и в частных архивах, давно витала в воздухе. Я включился в работу над этим проектом вместе с сотрудницами научно-исследовательского музея Академии художеств Литовченко Еленой Николаевной и Поляковой Людмилой Сергеевной.
Одна фотография из архива Эберлинга, на которой запечатлены две девушки на фоне здания Академии, стала визитной карточкой выставки и впоследствии была изображена на афише выставки и на обложке каталога.
Первой задачей было установить временные рамки экспозиции: мы решили, что на выставке будут представлены архивные и исторические фотографии с середины XIX по середину XX века. Самая ранняя из имевшихся в нашем распоряжении фотографий датировалась 1844 годом, на ней были изображены Румянцевская площадь с Румянцевским обелиском. С этой фотографии началась фотолетопись Академии художеств. Профессора, студенты и служащие с удовольствием позировали перед фотокамерой, сами учились этому искусству. В объективы фотографов, как профессионалов, так и любителей, попадали улицы и здания Васильевского острова, интерьеры Академии. Фотографии тех лет хранят свидетельства официальной и повседневной жизни нашего учебного заведения.
Мы работали с материалами Государственного архива кинофотодокументов, архива Российской Академии художеств и использовали фотографии из частных собраний. Встал вопрос об оформлении выставки. По замыслу экспозиция была композиционно разделена на две части – дореволюционный и советский периоды. Первый, «петербургский», период был выставлен в Тициановском зале, второй, «ленинградский» — в Рафаэлевском зале. Мы также сочли правильным выдержать фотографии разных периодов в разной цветовой тональности – дореволюционные в сепии, советские – в черно-белом варианте.
Неизвестный фотограф. Батальная мастерская. Професор Н.С. Самокшин с преподавателями и воспитанниками осматривает лошадь. 1913г.
К. К. Булла
И. Е. Репин в своей мастерской в Академии художеств. 1913г.
На фотографиях дореволюционного периода запечатлены виды Академии художеств и ее окрестностей, величественные парадные академические помещения и художественные мастерские – в том числе мастерские И.Е. Репина, В.В. Матэ, А.И. Куинджи, В.Е. Маковского, В.А. Беклемишева и батальная мастерская, индивидуальные и групповые фотографии художников и студентов (как говорили в то время — конкурентов на звание художника).
Фотографии советского периода также представляют большой интерес. На уникальных снимках 1930-х годов можно увидеть, что в церкви св. Екатерины был устроен спортивный зал, и в парадных залах студенты тоже занимались физкультурой. Групповые снимки 1920-х и 1930-х годов несут на себе приметы того времени: некоторые изображенные на них люди позднее были репрессированы, а их лица были тщательно заретушированы.
Нельзя обойти вниманием и впечатляющие фотографии военного времени. Организация ополчения в здании и во дворе Академии художеств, подготовка к эвакуации в Самарканд, огороды, разбитые в Круглом дворе, блокадный быт и сотрудники, оставшиеся в осажденном Ленинграде, в том числе художник И.Я. Билибин, умерший в первую блокадную зиму. Уникальны и фотографии первого послевоенного обхода, прошедшего в декабре 1945 года.
С. Г. Гасилов. Разрушенная батальная мастерская. 1943г.
Преподаватели и сотрудники в столовой. Зима 1942г.
С. Г. Гасилов. Первый послевоенный обход. 1945г.Неизвестный фотограф. Студенты четвертого курса живописного факультета. Мастерская профессора Б. В. Иогансона. 1947 г. Слева направо: В. Ф. Загонек, Б. Д. Харченко, Н. А. Мухо, А. С. Папикян
Групповые снимки необходимо было проаннотировать. Большую помощь в работе над фотографиями мне оказал архив Альфреда Рудольфовича Эберлинга. Мне также было поручено дизайнерское оформление выставки. Я уже имел опыт организации выставки «Атрибуты искусства». По моему предложению выставка исторической фотографии была оформлена инсталляциями – инструментами художника из моей коллекции и старинными латами и шлемами, предметами обихода из костюмерной Института имени Репина. Из научно-исследовательского музея Академии художеств мы получили несколько античных слепков, которые также украсили выставку. Кроме того, я сделал инсталляции фотоинструмента, на которых были представлены фотоаппараты XIX века из коллекции А.Р. Эберлинга – пленочные и пластиночные, производства фирмы «Кодак».
В результате долгой и кропотливой, но очень интересной работы в архивах и библиотеках был выпущен каталог выставки, текст к которому написала Елена Николаевна Литовченко. А в 2011 году в издательстве «Историческая иллюстрация» на основе материалов выставки вышел художественный альбом «Академия художеств: История в фотографиях. 1850 — е — 1950 — е» (авторы Литовченко Е. Н., Полякова Л. С., СПб, 2011).